Размер шрифта: A A A
Тип шрифта: Arial Times New Roman
Цвета сайта: Ц Ц Ц Ц
Изображения:

Официальный сайт

Администрации городского поселения г. Эртиль Воронежской области

История

Происхождение названия Эртиль имеет тюркскую языковую основу. Название реки Ертиль или Ертил было известно русским поселенцам задолго до заселения наших мест. В исторической литературе закрепилось толкование этого названия из двух частей: «Ерт», что означает земля, место и «иль» - народ, племя, селение. Таким образом, полный смысловой перевод звучит как «место, где живет племя», «земля, где есть селение». Есть и другая версия, звучит как «урта-юл», что означает «середина пути». При этом имеется в виду торговый караванный путь из Волжской Булгарии в Киев. При этом середина пути приходилась примерно на нашу местность.

В 1778 г., в царствование Екатерины II за активное участие в дворцовом перевороте, Орлову-Чесменскому Алексею Григорьевичу, Екатерина пожаловала в Воронежском крае 180 тысяч десятин степных земель и 20 тысяч десятин леса. После его смерти 24 декабря 1807 г. земли перешли во владение единственной наследнице дочери А.А. Орловой-Чесменской.

В 1832 г. А.А. Орлова-Чесменская уступила часть своих владений, именуемую Ертильской степью, своему родственнику – графу А.Ф. Орлову. Земли эти общей площадью в 42 тысячи десятин располагались близ реки Большой Эртиль.

Со смертью Н.А. Орлова в 1885 году его наследство перешло к сыновьям Алексею и Владимиру Орловым, которые найти более действенные способы приращения богатства. К концу XIX века на одно из ведущих мест промышленного сектора Воронежской губернии выдвинулось сахароварение. Добившись немалой ссуды в Государственном Дворянском земельном банке, братья Орловы организуют строительство сахарного завода. Место под завод и поселок было выбрано осознанно. Оно пришлось на пересечение берега чистой реки Большой Эртиль и скотопрогоннй дороги.

В 1891 году в имении силами крестьян из близлежащих деревень началось строительство сахарного завода. Одновременно со строительством завода был заложен и рос поселок строителей и специалистов. В 1897 году строительство заводского комплекса, в основном, было закончено. Завод стал давать сахар, а в поселке Эртиль появились больница, почта, административные и бытовые здания. В 1900 году происходит раздел имущества между братьями Орловыми. Имение «Эртильская степь» получает В.Н. Орлов. Став единоличным хозяином, он заботится о совершенствовании технологий производства сахара. В 1910 г. на реке Большой Эртиль были сооружены железобетонные шлюзы для отвода воды на завод.

С 1911 г. эртильский сахарный завод регулярно поставлял на Украину киевскому товариществу «Сахар», а также в Москву в торговый дом «Д. и А. Расторгуевы» и другим партнерам.

В.Н. Орлов получил высочайшее разрешение императора Николая II и за три года построил железную дорогу Мордово – станция Эртиль протяженностью в 32 версты, и в 1915 году пустил ее в эксплуатацию. 

С 1913 до 1917 года в имении «Эртильская степь» находилось 17 449 десятин пахотной земли. Из них 13 606 десятин использовалось непосредственно заводом, а 3 843 десятины сдавалось в долгосрочную аренду. Наиболее удачным для производства стал сезон 1914-1915 гг. Завод работал 115 суток и произвел почти 160 тыс. пудов сахарного песка (около 2560 тонн). Вместе с заводом рос и развивался рабочий поселок – праобраз будущего города. Численность населения поселка составляла 426 человек мужского пола и 32 женского.

В 1917 году «вихри враждебные» коснулись и Эртиля. В главном корпусе сахарного завода Большевики И.И. Бакулин и Е.И. Зимоглял быстренько собрали митинг и радостно сообщили о победе Октябрьской революции. Они призвали рабочих к революционной сознательности и борьбе с буржуями. 31 января 1918 года Воронежский губернский съезд рабочих сахарной промышленности своим постановлением национализировал сахарный завод. Таким образом, буржуи Орловы именем революции остались в одночасье без имени, без завода, без железной дороги и без всего того, что создавали и строили веками.

В конце декабря 1920 года вооруженные отряды антоновцев совершили несколько налетов на территорию бывших графских экономий, станцию Эртиль. В первых числах января ими был сожжен сахарный завод, здание заводоуправления, повреждено здание железнодорожной станции, часть оборудования и самих путей. В годы братоубийственной гражданской войны Эртиль попеременно переходил то к белым, то к красным, царила полная разруха.

В 1926-1928 годах завод  восстановили. В тоже время был построен и сушильный цех предприятия, от которого микрорайон «сушка» получил свое название. А микрорайон «Стройка» назван так из-за строительства нового здания сахарного завода, который возводился с 1930 по 1933 годы . одновременно там появились школа, детсад, ясли и жилые дома.

Постепенно год за годом, получая новую технику, обретая опыт эксплуатации и квалифицированные кадры, МТС все более увеличивают вклад в товарное производство хлеба и технических культур. В 1937 году Указом Президента Верховного Совета СССР  поселок Эртиль обретает статус « рабочего поселка»

28 ноября 1938 года состоялось заседание бюро Воронежского Обкома по организации Эртильского района. Образование самостоятельного Эртильского района явилось важной вехой, оказавшей прямое влияние на развитие Эртиль-Битюгского угла, особенно поселка Эртиль, получившего статус районного центра. К концу 1939 года вступил в строй Эртильский маслозавод. Обладая относительно неплохой производственной базой, основу которой составляли сахарный, глицериновый и маслозаводы, МТС и нефтебазой , обслуживавшей три района, эртильцы довольно быстро заняли высокое положение в областной «табели о рангах».

Другой особенностью района являлось наличие двух мощных Совхозов «Красноармейский» и «Ударник» ( организованных в 1932 году). Они располагали к 1940 году солидным парком собственной техники, что давало возможность убирать зерновые почти полностью комбайнами.

В годы (1941-1945) войны эртильцы оказали армии большую помощь -  передали в фонд строительства танковой колонны 210 тысяч рублей. Собирали посылки с продовольствием на фронт. Хотя сами жили впроголодь. В мастерских сахарного завода изготавливались минометы малого калибра, на железнодорожной станции Эртиль на платформах ремонтировали моторы самолетов «У-2». Более 23 тысяч эртильцев сражались на фронте. В здании школы №1 размещался госпиталь, там обслуживали раненных жителей рабочего поселка.

Зимой 1946-1947 годов большинство семей жестоко голодало из-за засухи, неурожая 1946 года. Но напряженный труд людей в соединении с благоприятными климатическими условиями принес хороший урожай в 1947 году. В совхозе «Красноармейский» получили пудовый урожай зерновых. Сразу 70 лучших работников были удостоены орденов и медалей, а четверо стали Героями Социалистического Труда.

С 1949 года началась масштабная работа по, так называемому, сталинскому плану преобразования природы. Первые результаты выглядели скромно: около 80 га лесополос. Были уложены тысячи кубов земли и глины в основание плотин рукотворных прудов. На реке Битюг была сооружена гидроэлектростанция.

Параллельно с успехами в растениеводстве в первой половине 50-х годов заметное развитие получило животноводство. Так в 1951 году надой молока в бригаде совхоза «Красноармейский» составил 3814 литров.

Осенью 1954 года началась закладка колхозных и совхозных садов. Рос и развивался райцентр. Быстрыми темпами строилось жилье, появлялись новые улицы.

В 1958 году заметных успехов достигла местная промышленность. Эртильский промкомбинат значился среди лучших в области. На базе машиноремонтных мастерских, созданных в 1949 году, где поначалу ремонтировали только двигатели автомобилей, был образован Эртильский механический завод. Это было единственное предприятие, которое выпускало оборудование для приготовления кормов для зверосовхозов нашей страны.

12 мая 1959 года был совершен первый полет самолета «ЛИ-2» по воздушному маршруту «Воронеж - Эртиль». Активно использовался прямой прицепной вагон на железнодорожном сообщении Эртиль - Воронеж. Приживалось и телевидение.

1 февраля 1963 года Указом Президента Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Эртиль обретает статус города. Впервые городская черта города Эртиля была установлена в 1961 г. В 1961 году на основании решения исполнительного комитета Воронежского областного Совета народных депутатов трудящихся от 11.01.61 г. по ходатайству Эртильского райсполкома, тогда еще рабочего поселка, в черту города Эртиль были включены поселки Ершовка, Прокуроровка и Соколовка Больше-Добринского сельского совета. Этим же решением поселки Веселовка и Ивановка Больше-Добринского сельского совета и поселки Никольский, Кривка, Красная Песчанка и Троицкий Эртильского сельского Совета переданы в административное подчинение Эртильского поселкового Совета.

Общая площадь территории города Эртиль по состоянию на 1964 г., вместе с включенными в городскую черту поселками, составила 1856 га.

Летом 1968 года в микрорайоне «Сельхозтехника» началось строительство асфальтного завода. Его проектная мощность составляла 25-30 тонн асфальта в час. Заключительный год пятилетки выделялся своими достижениями в строительстве объектов культуры и быта. В районе появились центральная библиотека, ,комбинат бытового обслуживания, Дворец культуры на 150 мест, детские ясли в отделении МТС совхоза «Красноармейский». Целым событием для горожан явилось асфальтирование первой их центральных улиц города.

В 1972 году введен в эксплуатацию новый хлебоприемный пункт ( элеватор). Организована в 1973 году лесомелиоративная станция, до ее появления у нас насчитывалось только 1% лесов, после 3,4%. Усилиями этого предприятия построен целый жилой микрорайон, посажены тысячи гектаров лесонасаждений.

В 70-е и в первой половине 80-х годов  в жизни города произошли заметные изменения в экономике и культуре. Изменился облик города. Появились спортивный комплекс и стадион, банно-прачечный комбинат, благоустроен рынок, введен в эксплуатацию районный узел связи, открыт Эртильский краеведческий музей ( 1974 год).

В 1991 г. в связи с началом компании по выделению земельных участков для массового жилищного строительства на основании решения Эртильского районного Совета народных депутатов от 30.08.91 г. в городскую черту города Эртиль были включены 323 га из земель совхозов Эртильский и Красноармейский. По состоянию на 1998 г. общая площадь города Эртиль, включая поселки Прокуроровка и Ершовка, составила 2287 га.

Застройка города Эртиль осуществлялась в соответствии с генеральным планом, разработанным в 1967 г. и утвержденным Воронежским облисполкомом. Вышеупомянутым документом закрепилось сложившееся зонирование территорий города, его архитектурно-планировочная структура и перспективы незначительного территориального развития жилой и промышленной зон, т.к. в основу роста города была заложена многоэтажная застройка с освоением незастроенных территорий и реконструкцией существующей жилой и промышленной застройки.

Успешно шло строительство жилья. Были построены 3 типовые школы, учебно-производственный комбинат, современный комплекс райбольницы на 240 мест с поликлиникой.  Были сданы в эксплуатацию десятки объектов производственной базы на селе. Асфальтировано тротуаров и улиц города более 40 км, открыт памятник погибшим в годы войны войнам – эртильцам. Высажено более 10 тысяч чайно-гибридных роз на центральной площади и главной улице города, появились каштаны и декоративные кустарники. Город преобразился до неузнаваемости и неоднократно был признан победителем Всероссийского соревнования по благоустройству городов, районных центров (1971-75 гг.).

В начале 1990-х годов, в связи с бурным развитием индивидуального жилищного строительства возникла острая необходимость в корректировке проектно-планировочной документации и в 1996 г. институтом АООТ ВПИ «Воронежпроект» была разработана схема территориального развития г.Эртиль на период до 2015 г.

Согласно технико-экономического обоснования  к этой схеме институтом обосновывается на перспективу освоение под новое жилищное строительство дополнительных территорий из прилегающих земель сельскохозяйственного назначения.

Основная часть отводимой городу площади (около 302,0 га) планируется для размещения индивидуального жилищного строительства, часть земель площадью около 115,0 га., попадающих в зоны санитарного разрыва от кладбища и животноводческого комплекса, отводится под садово-огородные участки.

Вместе с тем при доработке и согласовании проекта городской черты на рассмотрение областной Думы вносится предложение о включении в нее каскада прудов с прилегающими к ним землями общей площадью 257 га в юго-восточной части города.

Дата создания: 25.10.2011 17:40

Дата последнего изменения: 01.04.2016 12:13

На главную страницу